Золотая чашка:

легко ли открыть кофейню?

Кофейный бизнес сегодня и завтра

Знакомьтесь, это — Миша
.
Он только окончил университет и понял, что не хочет работать по специальности. Утешает лишь бабушкино наследство, ведь Мише досталось 2 миллиона рублей.
Он решает открыть своё дело и ни от кого не зависеть. Мише сложно, ведь у него очень мало знаний о бизнесе. Для начала Мише необходимо выбрать направление, в котором он хочет развиваться.

У него есть давняя мечта — стать директором большой сети общественного питания, но наследства на ресторан точно не хватит. Еще немного, и он не выдержит и потратит все деньги на путешествие в Европу.
Нужно начинать с малого. У Миши есть возможность открыть собственную кофейню, тем более, спрос на кофе растет с каждым годом. По данным Росстата, доля ввозимого кофе в Россию в прошлом году составила более 230 тысяч тонн. Для сравнения, в 2019 году этот показатель был меньше на несколько тысяч. Рост импорта кофе можно увидеть на графике:
Импорт кофе в Россию, в тоннах
Источник данных: Росстат
Потребление кофе в России, в тоннах
Растет и потребление кофейных напитков. По данным Международной организации кофе, доля потребления выросла на 8% с периода 2017 по 2020 год.

Источник данных: Международная организация кофе
Ситуация выглядит перспективно, но одного оборота кофе недостаточно. Мише нужно узнать, насколько стабилен рынок общественного питания сегодня, стабилен ли вообще. Спойлер: нестабилен. По данным Сбербанка за 2019, устойчивость малого и среднего бизнеса в сфере общепита неутешительна. Около ⅔ предприятий закрываются на третьем году жизни.
Вероятность, что ваша компания просуществует
Источник данных: Сбербанк
Кто не рискует — тот не пьёт кофе
.
Миша решает обратиться за помощью к эксперту. Ему необходим человек, который сам открыл кофейню и знает толк в малом бизнесе. Основатель ростовских кофеен «Sample» Владимир Ткачёв идеально подходит на эту роль.
«Если бы у меня было много денег на ресторан, я бы открыл ресторан. Кофейня это малобюджетный бизнес.
Нет разницы, в регионе или Москве, главное, чтоб были деньги. Плюс бизнеса опять же, маленькие инвестиции по сравнению с большими заведениями. Много людей может себе позволить этот бизнес.
Большое число факторов влияет на то, будет ли проект успешен. По статистике, наверное, закрывается больше заведений, чем открывается.
Минусы данного бизнеса сильная энергозатратность и малый масштаб. Со временем может надоесть. Кроме этого, возможно сильное эмоциональное выгорание, многие выходят из игры».

Владимир Ткачёв

основатель сети ростовских кофеен Sample

Проект Владимира существует с 2018 года. За это время была создана сетка заведений по Ростову-на-Дону. В декабре планируется ребрендинг: кофейня станет полноценным рестораном с едой, вином и новым кофейным оборудованием.

Есть и другие риски, мешающие успешному бизнесу. Среди них: местоположение, конкуренция, финансовое планирование, реклама и психологический фактор. Маша решила исследовать каждый из них.
Место силы и конкуренция
.
Выбрать правильное расположение будущей кофейни — важно и нужно, потому что от места напрямую зависит аудитория и концепция бизнеса.
Стоимость аренды коммерческого помещения в Санкт-Петербурге
Источник: Авито
Кроме этого, важно учитывать, сколько конкурентных заведений сосредоточено в определенном районе города. Ведь чем выше конкуренция, тем выше шанс прогореть. Существует сервис, отслеживающий наиболее благоприятные места размещения, — Местомер. Он анализирует проходимость улиц, цены на аренду, рейтинг заведения и подбирает нужное расположение. К примеру, в Санкт-петербурге удачнее открыть кофейню на улице Марата, а на Альбуминной улице лучше не стоит.
Сервис Местомер
Финансовое планирование
.
Миша финансово грамотен. Он знает, что финансовое планирование — это важно. Поэтому Миша идет к другому знакомому, который в молодости был директором общепит-подразделений группы компаний «Ideal» в Казахстане.
«Нужно сделать SWOT- анализ и смотреть на реальные цифры. Первое это довольно универсальный метод стратегического планирования. Можно посмотреть основные категории факторов, влияющие на бизнес: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Второе должно содержать в себе такие подсчеты как: ».


Александр Константинов
Actress
Аренда
Ремонт
Оборудование
Оплата труда персонала
Закуп
Финансовый резерв
Оборот
Точка
самоокупаемости
Инвестирование
Тест
Умеешь ли ты финансово планировать?
Узнай, нужно ли тебе прокачивать финансовую грамотность
Начать
Целью финансового планирования является:
Дальше
Проверить
Показать результат
Каким образом лучше оценивать эффективность разработанных планов?
Дальше
Проверить
Показать результат
Какую цель преследует бизнес-план
Дальше
Проверить
Показать результат
Каким разделом завершают бизнес-план?
Дальше
Проверить
Показать результат
На какой срок разрабатывается текущий план работы предприятия?
Дальше
Проверить
Показать результат
Ты либо выбирал лишь шуточные ответы, либо действительно не знаком с финансовым планированием. Пора становиться серьезнее и учиться основам бизнеса
Пройти ещё раз
Ты наверняка лишь мельком слышал о финансовом планировании. Навостри ушки и вперед к финансовой грамотности
Пройти ещё раз
Ты только начинаешь разбираться в индустрии бизнеса. Тебе нужно прокачать основные навыки ведения финансов и завоевывать первые вершины
Пройти ещё раз
Отличный результат для начинающего толстосума! Осталось совсем немного, и ты получишь заветное место в списке Forbes.
Пройти ещё раз
Почему ты до сих пор тратишь время на какие-то тесты? Тебя уже заждался финансовый отчет за 3й квартал года. Клиенты уже столпились у порога, пора бежать!
Пройти ещё раз
Реклама - основа основ, начало начал
.
Исследователь Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Екатерина Девочкина считает, что реклама влияет на психологию покупателя. Она разработала шкалу, благодаря которой можно определить, насколько эффективна та или иная реклама.
Шкала эффективности рекламы Е. Девочкиной
Балл 1 (очень плохо)
Потребитель испытывает негативные эмоции во время просмотра рекламы. Он не запоминает рекламируемый продукт и старается выключить устройство, на котором реклама показана.

Балл 2 (лучше, но все равно плохо)
Потребитель остается равнодушным к рекламе. Не испытывает никаких эмоций и на запоминает продукт.

Балл 3 (неудовлетворительная середина)
Реклама привлекает внимание потребителя. Она вызывает интерес, но потребитель запоминает только сюжет рекламы, а не то, что рекламируется.
Балл 4 (неплохо, но можно лучше)
Реклама привлекает внимание потребителя. Она вызывает живой интерес, потребитель запоминает и сюжет рекламы, и то, что рекламируется. Но у него нет желания купить товар или услугу.

Балл 5 (хорошо)
Верх удовольствия. Сюжет рекламы откладывается в голове, товар хочется купить. Потребитель уже готов бежать в магазин или идти в кофейню.
Важно тестировать рекламу на знакомых, чтобы знать мнение со стороны. Желательно, чтобы знакомые были разного возраста и разных интересов.
Если реклама не выстрелит — можно забыть о притоке посетителей.
Нужно выбрать как можно больше каналов распространения рекламы. Например, социальные сети, нативная реклама, баннеры, реклама в СМИ.
В ресторанном бизнесе спросом пользуется сарафанное радио
и запоминающийся брендинг, это также нужно учитывать.
Гори-догорай-выгорай
.
Психологическое насилие над собой - событие не из легких. Культ достигаторства и саморазвития, особенно в бизнесе, влияет на состояние здоровья. Риск эмоционально выгореть велик, поэтому важно отслеживать свой психологический портрет.

По словам Романа Кумара Виаса, опытного бизнесмена и основателя
онлайн-школы Qmarketing Academy, эмоциональное выгорание снижает работоспособность и вынуждает отказываться от дел:
«Каждому предпринимателю нужна терапия, даже если он не чувствует выгорания. Это помогает проработать блоки, проблемы, которые идут из детства и влияют на решения человека уже во взрослом возрасте. Да, результат можно ждать долго, но это стоит того. Через полгода сеансов я заметил, что агрессия ушла, а решения стали более объективными».

Роман Кумар Виас
Бизнесмен и основатель онлайн-школы Qmarketing Academy
Это значит, что Мише придется поработать над своим ментальным здоровьем, особенно после университета. Важно войти в бизнес “живым” и никогда в нем не умирать.
Понял ли Миша
.
Он собрал информацию и осознал, что мир бизнеса сложный, но интересный. Ему необходимо прокачать свои навыки и решить, готов ли он войти в море, полное бизнес-акул.

Малый бизнес нуждается в грамотных специалистах, которые будут поднимать его с колен. Сможет ли он их найти? Вопрос времени.